Андрей Пермяков: «У меня много мечт и все я обязательно реализую, я по-другому не умею»
Год, насыщенный событиями и большие планы на будущее, традиционное интервью художественного руководителя Крымского ТЮЗа Андрея Пермякова в день его рождения.
– Год был насыщенный, хороший, сделал много личностных открытий. Продолжаю жить по принципу Барона Мюнхгаузена – регулярно вытягивать себя за косицу из зоны комфорта. Это очень провокационная, личная история, которая помогает не превратиться в болото, а оставаться чистой, прозрачной родниковой водой.
– Какие открытия стали самыми яркими?
– Я продолжаю строительство дома и разбитие сада, обустройство участка. Никогда в жизни ничего не выращивал, кроме домашних цветов в горшках, а тут появился некий азарт, уже высажены вишня, черешня, яблоня, миндаль и много других деревьев и кустарников. Приобщаю сына к этому занятию, всей семьей ездим в наш будущий дом и занимаемся там уборкой и садом. Может обыденно звучит, но для меня это что-то новое. Если бы мне пару лет назад кто-то сказал, что я буду этим заниматься, я бы точно сказал: «Нет!».
В жизни появилось место для спорта, я стал заниматься плаваньем. Три раза в неделю проплываю по километру.
Что касается творчества, я написал пьесу «Принцесса, рыцарь и дракон» и вместе с Пашей Гавроновым песни к спектаклю. Мне кажется, у нас классно получилось, о чем говорит и кассовый успех, и реакция зрителя на этот спектакль. Я люблю сочинять, но для самых маленьких никогда этого не делал. Терапевтическая сказка – мое исследование, в которое я погрузился с головой и кажется, у меня получилось.
Были съемки в кино, за спиной уже 17 проектов, параллельно выходили фильмы, в которых я снимался ранее. Здорово, что это были и детские фильмы. Я сыграл директора «Артека», роль эпизодическая, но радует, что у нас снимается детское кино. Там я познакомился с Катюшей Темновой – это всем известная Манюня из одноименного сериала, ребенок-звезда, востребованная, очень талантливая и работоспособная. А фильм «Каникулы», где я снимался с Полиной Кутеповой и Дарьей Савельевой получил Гран-при на кинофестивале «Маяк». Вышла «Лихорадка» на «Россия 1», моя первая англоязычная роль. Ну и, конечно, театр! Новая роль в комедии Чехова «Рецепт любви».
В жизни появилось место для спорта, я стал заниматься плаваньем. Три раза в неделю проплываю по километру.
Что касается творчества, я написал пьесу «Принцесса, рыцарь и дракон» и вместе с Пашей Гавроновым песни к спектаклю. Мне кажется, у нас классно получилось, о чем говорит и кассовый успех, и реакция зрителя на этот спектакль. Я люблю сочинять, но для самых маленьких никогда этого не делал. Терапевтическая сказка – мое исследование, в которое я погрузился с головой и кажется, у меня получилось.
Были съемки в кино, за спиной уже 17 проектов, параллельно выходили фильмы, в которых я снимался ранее. Здорово, что это были и детские фильмы. Я сыграл директора «Артека», роль эпизодическая, но радует, что у нас снимается детское кино. Там я познакомился с Катюшей Темновой – это всем известная Манюня из одноименного сериала, ребенок-звезда, востребованная, очень талантливая и работоспособная. А фильм «Каникулы», где я снимался с Полиной Кутеповой и Дарьей Савельевой получил Гран-при на кинофестивале «Маяк». Вышла «Лихорадка» на «Россия 1», моя первая англоязычная роль. Ну и, конечно, театр! Новая роль в комедии Чехова «Рецепт любви».
– Как вам удается все совмещать театр, кино и семью?
– Ничего экстраординарного нет, просто берешь и делаешь. Спектакль поставить за месяц – это тоже так себе подвиг, но иногда приходится, как например, сейчас с «Маленькими трагедиями». Приходится все совмещать с выездами, гастролями, репертуаром, репетициями, вводами. Такой и эта осень выдалась: в сентябре Москва и конференция в рамках «Золотой маски», гастроли в Санкт-Петербурге, срочные вводы сразу в несколько спектаклей из-за перелома ноги одного из ведущих артистов. Но мы со всем мужественно справляемся. Я же, в конце концов, не один, у меня за спиной команда единомышленников. Мы все работаем на результат, и все заинтересованы, чтобы результат этот был достойным. Мы в театре точно не ради денег или каких-то других благостей, это наше призвание, дело жизни, если хотите. Это касается и артистов, и режиссеров, и любого сотрудника. Потому что работа интересная и каждый раз непонятно, куда нас наше театральное бытие заведет – в средневековую Европу, умирающую от чумы, или в Индию со слонами и тиграми, или волшебную страну, где живут дракон, принцесса и рыцарь. Увлекательная жизнь, главное, чтобы эти все сказочные и литературные персонажи оставались в нас только на время спектакля, важно это разграничивать. Важно находить время хотя бы для одного полноценного выходного, для семьи. Нет возможности куда-то поехать, можно прогуляться у моря, позвонить любимым, родным людям.
– Вы давно хотели обратиться к «Маленьким трагедиям» Пушкина?
– Впервые идея года три назад. Мне всегда хотелось поработать с Пушкиным, с Чеховым, с Шекспиром. Я заново открываю для себя этих авторов, я их исследую и благодаря их произведениям продолжаю исследовать человека. Когда я думал о «Маленьких трагедиях», я представлял все по-другому, но за последние два года мир сильно изменился и, возможно, текст Пушкина сегодня звучит еще более актуально. Я всегда с большим уважением отношусь к тому материалу, с которым работаю, по возможности стараюсь сохранить все в первозданном виде, в «Маленьких трагедиях» мне это удалось.
– Что интересного нас ждет в премьерном спектакле? Будут ли какие-то изюминки в классике?
– Эта премьера она вообще не про изюминки. Там все намного серьезней, глубже… Вообще, чем старше я становлюсь, тем дальше я от всяких «изюминок». Если посмотреть режиссера Пермякова раннего, то это как раз попытка синтеза разных находок, приспособлений, художественных средств выразительности. Их всегда было много, а сейчас становится все меньше. Они становятся не нужны. В «Маленьких трагедиях» мы, например, вообще избавились от всего реквизита, минимизировали сценографию. Мне захотелось поставить артистов в непростую ситуацию, чтобы они оказались «обнажены» - без украшательств, только чувства, страсти, переживание и проживание. В тех историях, которые мы рассказываем, речь идёт и душе, а для того, чтобы говорить о душе, нужен другой сценический язык, другие средства. Так, например, почти весь реквизит мы заменили пеплом, как напоминание человечеству, что жизнь тлен, и рано или поздно мы все превратимся в этот пепел. Пепел, как напоминание, что нужно прекращать совершать маленькие трагедии и бросать вызов Богу, а задуматься о бессмертии души и сегодня жить так, чтобы нам не было стыдно, чтобы наши потомки не страдали из-за наших глупостей и поступков.
– В спектакле будет играть ваш сын?
– Да, это второй спектакль Петруши, он еще у нас играет в «Письме Богу». В «Трагедиях» он действительно сюжетно необходим для того, чтобы обострить конфликт главных героев. Считая себя властителем мира, барон Филипп из «Скупого рыцаря», не в силах быть хозяином своей собственной жизни и, когда он оказывается у «последней черты», появляется Петя. Это тот внутренний звоночек, призыв к тому, что нам надо время от времени заглядывать внутрь себя, в свое прошлое, прошлое своих близких. Важно помнить, чтить и уважать то откуда мы пришли. А родом мы все из детства, как и все наши психологические проблемы.
– Петя уже репетировал свою роль?
– У нас было две репетиции. Он очень сообразительный и артистичный. С ним в дуэте работает Володя Миллер и удивляется, какой Петя внимательный партнер. Был интересный момент. Мы с сыном дома занимаемся фехтованием. У нас была репетиция сцен боя и я в очередной раз помогал артистам с позициями рук, корпуса, головы и тут заходит Петя. Мы с ним начинаем фехтовать на мечах, я называю ему номера блоков защит, и он показывает. Взрослые артисты были в шоке, как трехлетний ребенок понимает язык фехтования и беспрекословно выполняет, что я ему говорю. Это здорово и для них это тоже стимул.
– Вы ведь так же выросли в театре?
– Не с пяти месяцев, как Петя. Мне было семь лет, но суть та же. Это нормально, где ему еще расти? У всех свой путь, Петин пока что пересекается с нашим, как будет дальше – жизнь покажет.
– А если он захочет сделать другой выбор?
– Ради Бога, спокойно к этому отнесусь, потому что путь лицедейства не самый простой. Это путь постоянного выбора, лишений и так далее.
– Вы всегда хотели связать свою жизнь с театром?
– Размышления разные были. Когда я учился в институтах, записывал музыкальные альбомы в Евпатории с Пашей Гавроновым и в Киеве с Сережей Грачевым, профессионально занимался музыкой, выступал на разных площадках, параллельно с театром реализовывал уже здесь в Евпатории различные общественные проекты. Но все это сильно отвлекало, я стал распыляться и браться за все и сразу. В итоге решил, что буду заниматься только театром. Лучше что-то одно делать хорошо и честно. Жизнь ведь быстро пролетает. Мне 44 – это время задуматься, что делать дальше. Я уже несу ответственность за детей, семью.
– Какие планы у вас на будущий год?
– После выпуска «Золушки» я хочу попробовать перевести с французского «Кота в сапогах» и уже из этого перевода делать пьесу.
– Вы знаете французский?
– Нет, но сейчас есть нейросети, онлайн-переводчики, с их помощью перевод сделать не проблема. Мне нужна база, я хочу посмотреть, где и что потерял первоисточник сказки, может там есть что-то, что имеет смысл вернуть сегодня. Мы будем писать песни, это будет детский музыкальный спектакль, его будет ставить Настя. В следующем сезоне буду делать большой детский музыкальный спектакль «Остров сокровищ» – это моя давнишняя мечта, одно из самых моих любимых произведений. Таким образом, я еще и отдохну от взрослых, серьезных классических произведений.
В планах начать сочинять документальный спектакль «Олег», посвященный моему отцу. Хочу, чтобы это был не нудный биографический спектакль, а основанный на веселых историях из его жизни. О тех историях, которые до сих пор передаются из уст в уста. Например, история, которую мне рассказали в Москве о том, как Олег Пермяков переплыл на бревне Черное море. Бред, конечно, но это классно, весело, воодушевляет на подвиги. Хочу такой спектакль, который на уровне интуиции будет рассказывать даже тем, кто его никогда не знал о том, каким был этот человек, о его приключениях реальных и нереальных.
В планах начать сочинять документальный спектакль «Олег», посвященный моему отцу. Хочу, чтобы это был не нудный биографический спектакль, а основанный на веселых историях из его жизни. О тех историях, которые до сих пор передаются из уст в уста. Например, история, которую мне рассказали в Москве о том, как Олег Пермяков переплыл на бревне Черное море. Бред, конечно, но это классно, весело, воодушевляет на подвиги. Хочу такой спектакль, который на уровне интуиции будет рассказывать даже тем, кто его никогда не знал о том, каким был этот человек, о его приключениях реальных и нереальных.
– Как барон Мюнхгаузен. А вы похожи в этом на отца?
– Мы с ним совершенно разные, я стараюсь планировать и подходить ко всему рационально. А там было такое безудержное веселье, он делал такие вещи, которые казались чем-то неимоверным. С кем он только не дружил... Со всем миром, для него не было разницы Борис Ельцин это, его охранник или деятели культуры. Я помню, как мы зашли в Театр на Таганке, а там Валерий Золотухин продавал свои книги, отец бросился к нему с криком: «Валера!». Я до сих пор не знаю, знакомы ли они были до этого момента или нет, но обнимались и целовались они, как старинные друзья.
– Рациональность в вас, наверное, от Нины Петровны?
– Может быть, я никогда не анализировал это. Мне кажется, что я сам пришел к этой рациональности, но безусловно природа и семья делает все, чтобы ребенку передать лучшее, что есть в родителях. Очень важно, когда есть пример людей рядом. Мы росли в театре и видели, как он создавался по крупиночкам. В том же духе мы продолжаем этом делать. Сейчас приходят новые артисты и, кажется, что так было всегда, но нет, здесь не было никакого театра всего лишь 37 лет назад. Сначала появился один зал, потом второй, не было галереи «Ха-Ра-Шо!», которую мы с Борисом Завальнюком открыли в 2007 и начали этим заниматься. Он научил меня азам проведения выставок, потому что у него был богатый опыт. Эти примеры всегда были в моей жизни, в первую очередь, конечно, родители.
– О чем вы мечтаете?
– В данный момент я мечтаю переехать в новый дом, достроить и перевести туда семью – это мечта, которая рациональная. Хотелось бы попутешествовать. Давно никуда не ездил, только по работе – это другого характера путешествия. Мечтаю озвучить мультик – это давняя мечта. Мечтаю сыграть хорошую, интересную роль в каком-нибудь большом историческом фильме. В театре, как правило, гораздо проще реализовывать эти мечты. Я их реализую ежедневно, если задумал что-то поставить с каким-то автором – берешь и ставишь, сыграть какую-то роль – делаешь заявку на роль и играешь. Мечтаю, чтобы у нас в театре появились классные музыканты, что позволило бы нам расширить творческий диапазон и как артистам и, как режиссерам. Много мечт и все я обязательно реализую, я по-другому не умею