История театра
Сегодня в Крымском театре юного зрителя служат 150 сотрудников, из низ 9 выпускников центра. Первыми премьерами стали спектакли: «Золотой ключик» А. Толстого (31 мая 1987 г., реж. Н. Пермякова), «Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара (27 декабря 1987 г., реж. О. Пермяков), «Кошкин дом» С. Маршака (20 марта 1988 г., реж. Н. Пермякова), «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. Филатова (20 апреля 1988 г., реж. О Пермяков) и «Какое счастье?!» (31 мая 1988 г., реж. О. Пермяков). Всего за 33 театральных сезона состоялось 173 премьеры спектаклей для детей и взрослых в постановке: Нины, Олега, Андрея, Сергея и Анастасии Пермяковых, Олега Кушлю, Виталия Нарышкина, Павла Костицына, Бориса Завальнюка, Елены Астраханцевой, А. Кропотовой, Н. Сулимовской, Елены Кулишовой, А. Трапезниковой, И. Котелевич, Д. Полякова, И. Фаустовой, Е. Макарченко, В. Свешниковой, Е. Шарпило, Л. Муслединовой, С. Толстых, С. Новикова, А. Кравец, Н. Романовой.
31 мая 1987 года свои двери радушно открыл Межшкольный детский театр “Золотой ключик”. Перед театром собралось много народа: зрители, официальные представители, гости, юные воспитанники и их родители. Церемония перерезания ленточки и открытие театра “золотым” ключом проходило на площади. Затем публику приветствовали руководители города и основатели театра Олег и Нина Пермяковы. В праздничном концерте перед премьерой приняли участие творческие коллективы города. Финальным аккордом торжества стал спектакль “Золотой ключик”.
В спектакле играли первые “ключики”, среди которых: Паша Костицын, Володя Борзенков, Наташа Сулимовская, Андрей Филонов, Дима Рафеков, Оля Майорова, Дима Болдин, Лена Половинкина, Слава Тверской, Саша Кропотова, Света Стельмухова, Наташа Надемьянова, Саша Шалайкин, Света Кривнюк, Леша Агеев, Виталик Безгодов, Наташа Лунга, Саша Койдинов и другие.
Режиссер-постановщик спектакля Нина Пермякова. Сценография: Юрий Иоффе, Борис Уткин, Александр Гаков, художник по костюмам: Ирина Симонова, балетмейстер: Ольга Гаврилюк, гример: Людмила Коломийцева, музыкальное оформление: Александр Койдинов. В 1989 году спектакль впервые побывал на гастролях в Народной Республике Болгария, г. Враца, а после и на Международном фестивале в Каунасе, Литовская ССР. Вообще первые “ключики” – это отдельная история, достойная если не книги, то объемной главы, потому что то количество историй, баек и приключений, которое они пережили вместе со своим руководителем Ниной Петровной Пермяковой, могли бы стать настоящим бестселлером истории крымского театра.
В 1989 году был открыт малый “зелёный” зал театра. Именно “зелёный” зал с его трапециевидной сценой, балкончиком и ступенеобразно возвышающимися рядами сидений для зрителей придумал Пермяков. Здесь же в разное время он выпустил лучшие свои спектакли, среди которых: “Женитьба Бальзаминова”, “Про Федота-стрельца”, “Трактирщица”, “Тот миг всего дороже” и другие. Сегодня малый зал – любимый зал худрука Андрея Пермякова. Здесь он выпустил: “Женитьбу Бальзаминова”, “Собаку”, “Зайцев”, “Сны Джованнино” и одну из редакций спектакля “Золотой ключик”.
В том же, 1989 году, театр провёл первый Всесоюзный фестиваль детских театральных коллективов. Именно этот фестиваль и дал толчок для последующего проведения Международного фестиваля “Земля. Театр. Дети”.
В этом году подписан первый договор о международном сотрудничестве с театром «Pioneer», г. Врага (Болгария). В рамках договора состоялись гастрольные поездки в НРБ (Народная Республика Болгария) со спектаклями театра: «Трактирщица» (реж.-пост.: Олег Пермяков) «Золотой ключик», «Голый король» (реж.-пост.: Нина Пермякова); Также “Золотой ключик” неоднократно принимал взрослый и детский коллективы театра “Pioneer”в Евпатории. В последний раз Дарья Горанова (руководитель театра) и ее театр приезжали в Евпаторию на X Международный фестиваль “Земля. Театр. Дети” в 2005 году.
Один из самых значимых, в истории нашего театра, год. Именно в 1991 году “Золотой ключик” провёл первый, грандиозный Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети». Проходил он с 25 августа по 1 сентября, как раз во время путча, окончательно развалившего СССР. Но, несмотря на это, до праздника добрались почти все делегации. В первом фестивале приняли участие театры из: Узбекистана, Армении, Киргизии, Тувы, Кабардино-Балкарии, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Украины, России, США, Англии, Франции, Швеции, Болгарии, Германии, Нидерландов. На разных площадках были представлены спектакли драматических, музыкальных, пластических, экспериментальных, хореографических и кукольных театров. Открытие проходило на Фестивальной площади Евпатории, которая, собственно, и была создана под этот проект. Телекомпания «Останкино» вела трансляцию с земли и неба (камера была установлена на вертолете). У берега курсировали яхты с нарядными артистами, а вечером, в преддверии потрясающего фейерверка, военные корабли устроили водную феерию. С тех пор фестиваль проходит почти каждый год, перерывы были только в 1992, 1994, 1995 и в 1997 годах. Грандиозный проект удалось сохранить и в сложные времена перестройки и разрухи. Вот уже более 20 лет фестиваль проходит в первую неделю июля и продолжает собирать театралов разных стран и городов, расширяя границы жанров и возрастов.
Зимой этого же года, театр уезжает в Москву. В одной из студий телекомпании «Останкино» проходят съемки авторского спектакля Ирины Котелевич «Русь белокаменная» (хор.-пост.: Е. Астраханцева);
1 октября 1992 год – день открытия первого высшего учебного заведения в городе – Крымского гуманитарного колледжа (в последствии Евпаторийский колледж экономики, менеджмента и культуры). Основали колледж Нина Петровна и Олег Анатольевич Пермяковы, а Нина Петровна набрала первый режиссерский курс. Основой набора стали выпускники актерской группы «Золотой ключик», которая в 1987 открывала театр. Среди студентов были: Павел Костицын, Наталья Сулимовския, Юлия Прядко, Ольга Чумакова, Ольга Майорова, Наталья Надемьянова, Александра Кропотова и др. Кроме этого к студентам присоединились талантливые и перспективные севастопольцы Ирина Фаустова (ныне режиссер театра) и Виталий Нарышкин (режиссер телевизионной программы «Мир наизнанку» на канале «Пятница»). Всего на курс было набрано 20 человек, из них 8 “ключиков”. Нине Петровне удалось сформировать замечательный преподавательский состав: режиссуру и мастерство актера преподавала она сама, хореографию – Елена Астраханцева, сценическую речь и мировую художественную культуру – Ольга Самойленко, историю музыки – Любовь Кнедзова-Степина и др. Основой фундамента образования ребят служили принципы, заложенные великим реформатором театра, режиссером, актером, педагогом К.С. Станиславским. Кроме этого, стоит отметить, что все полученные теоретические знания будущие режиссеры могли оттачивать практически, выходя регулярно на родную сцену. Благодаря сплоченной работе и высокому уровню коллективной «зараженности» общей идеей репертуар театра пополнился сразу несколькими спектаклями, среди которых был режиссерский дебют Павла Костицына «Последний лист», моноспектакль Виталия Нарышкина «Живи мою роль» в постановке Олега Кушлю и «Все начинается с любви» режиссера Нины Пермяковой.
Своё обучение ребята продолжили в Харьковской государственной академии культуры. После получения дипломов многие вернулись служить в родной театр. Олег Кушлю возглавил Театр танца, Елена Кулишова и Виталий Нарышкин – Музыкальный театр, Наталья Сулимовская, Ирина Фаустова и Александра Кропотова – детские актерские группы.
В 1996 году Сергей Пермяков, как художник по костюмам, оформляет свой первый спектакль. Это была «Белоснежка и семь гномов» в постановке Нины Пермяковой и исполнении актерской группы «Красная шапочка». Стоит отметить, что в 1996 Сергею было всего 15 лет. Сегодня в творческой биографии художника более 40 спектаклей.
В 1997 году театр впервые выпускает новогоднее шоу для детей – музыкальный спектакль, посвященный новогодним праздниками. Первым таким спектаклем стало шоу «1000 и один Дед Мороз». Изюминкой представления стало появление в финале Дедов Морозов из разных стран. Ставил спектакль молодой режиссер Олег Кушлю в соавторстве с Виталием Нарышкиным, Натальей Сулимовской, Ириной Фаустовой и Еленой Кулишовой. Тогда же и была придумана концепция использования музыкальных супер-хитов с измененными в контексте спектакля текстами. С годами эта новогодняя традиция очень полюбилась крымскому зрителю и теперь, вот уже 24 года, артисты дарят зрителю новые спектакли, а вместе с ними и порцию новогоднего настроения.
1997/1998: «1001 Дед Мороз»
1998/1999: «Однажды в Африке под Новый год»
1999/2000: «Три толстяка»
2000/2001: «Новый год на хуторе близ Диканьки»
2001/2002: «Новые приключения Карлсона»
2002/2003: «ПРОстоквашино… шоу продолжается…»
2003/2004: «Дед Мороз и мушкетеры. Новогодняя интрига Кардинала»
2004/2005: «Новая серенада Бременских музыкантов»
2005/2006: «Емелькины чудеса»
2006/2007: «Невероятные приключения Фунтика»
2007/2008: «Там, на неведомых дорожках»
2008/2009: «Мюнхгаузен. Кристалл Фараона»
2009/2010: «Раз ковбой, два ковбой, три – дед Мороз»
2010/2011: «Робин Гуд»
2011/2012: «Пиратская одиссея Деда Мороза»
2012/2013: «Тайны планеты Мегатрон»
2013/2014: «В джазе только Дедушка»
2014/2015: «Шерлок Холмс: Новый год на Бейкер-стрит»
2015/2016: «Щелкунчик»
2016/2017: «Питер Пэн»
2017/2018: «Золушка»
2018/2019: «Дюймовочка»
2019/2020: «Питер Пэн», «Щелкунчик»
2020/2021 «Самый сказочный концерт»
2021/2022: «Царевна-лягушка»
2022/2023: «Питер Пэн»
В театр приезжает президент Украины Леонид Кучма, а также проходит Всеукраинский театральный фестиваль «Колесо»
Первые зарубежные гастроли по Германии (5 городов) со спектаклями «Алые паруса», реж.: И. Фаустова и «Подвенечная фата Пьеретты», реж.: О. Кушлю;
Режиссер и общественный деятель, основатель центра Олег Пермяков уходит из жизни. Нина Пермякова становится генеральным директором МДЦК «Золотой ключик»;
Андрей Пермяков дебютирует в качестве режиссера и выпускает первую редакцию спектакля «Плуфт, или маленький призрак». Всего в творческой копилке Пермякова 28 режиссёрских работ и около 70 ролей в театре и кино.
В этом же году проходит первый благотворительный республиканский фестиваль «Добро во имя мира» для детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, приемных детей и учащихся школ-интернатов.
Андрей Пермяков, окончив Киевский Национальный Университет культуры и искусств, возвращается в родной город, чтобы продолжить дело, начатое родителями и становится художественным руководителем детского театра «Золотой ключик».
Сергей Пермяков становится директором детского театра. В этом же году на 9 фестивале «Земля. Театр. Дети» учреждается премия Олега Пермякова в области театрального искусства. Первыми лауреатами стали – ТЮЗ «СамАрт» (г. Самара) и детский театр «Золотой ключик» (г. Евпатория). Первые лауреаты выбирались путём тайного голосования в ходе проведения круглого стола в день закрытия IX фестиваля. После лауреатов определяют сами Пермяковы, а со временем появилась и еще одна традиция – премию вручают в день закрытия, а статуэтки выносят внуки Олега Анатольевича.
Главный художник театра Борис Завальнюк возрождает взрослый «Учительский театр» и выпускает свой первый спектакль по рассказам А.П. Чехова «Рецепт любви на две персоны» в исполнении Театральной аматорской студии «СЛОВО» (сокр. ТАСС).
Выходит дебютная режиссерская работа Анастасии Пермяковой – спектакль «Невероятные приключения Фунтика» по мотивам произведения В. Шульжика. Сегодня в творческой биографии режиссёра более 20 спектаклей.
Худрук Андрей Пермяков создаёт Молодежный театр «Студия 22» (первая профессиональная труппа театра) и галерею актуального искусства «Ха-Ра-Шо!»; Выходит первый совместный спектакль взрослых артистов и их юных коллег – мюзикл «Все мыши любят сыр» по мотивам произведения Дюлы Урбан (реж.-пост.: А. Пермяков).
В страшной трагедии, при взрыве жилого дома, погибает талантливый педагог, хореограф-постановщик театра, руководитель Театра хореографии Анна Трапезникова. В этом же году уходит из жизни главный художник театра, постановщик, артист, педагог и поэт Борис Завальнюк
Главным художником театра становится Димитрий Николаев. На счету Димитрия Ивановича 70 спектаклей