Завершилась Театральная Лаборатория Театра Наций
Результатом насыщенной работы стали три эскиза спектакля. Зрительское голосование решило, что все эти постановки достойны войти в репертуар театра.
С 10 по 19 сентября Крымский театр юного зрителя принимал у себя Выездную творческую лабораторию современной драматургии. Важно, что эта Лаборатория приехала в Крым впервые. Это стало возможно благодаря совместной программе Министерства культуры РФ, Государственного Театра Наций и Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», в рамках которой, Театр Наций, помимо Фестиваля театров малых городов России, проводит выездные творческие Лаборатории по современной драматургии с участием режиссеров, организаторов, педагогов, критиков. Эскизы спектаклей, созданных в рамках Лабораторий, при дальнейшей доработке пополняют репертуар театров.
Суть театральной Лаборатории заключается в том, что за очень короткий срок незнакомые до сих пор друг с другом режиссер и артисты ставят эскиз спектакля, «разминая» драматургический материал и лишь намечая контуры будущей постановки. Безусловно, всего 5 – 6 дней работы над ролью — это огромный стресс для любого артиста. Но в этом и состоит одна из важных задач подобного рода проектов — выбить театр из привычного ритма, из той самой зоны комфорта. Поставить артистов в условия, в которых они не смогут применить все свои любимые приемы и штампы, а режиссеры не успеют «закопаться» в идеях и образах. Если в результате Лаборатории получается что-то интересное, а театр и постановщик проникаются друг к другу симпатией и решают продолжить работу — режиссер приглашается для полноценной работы над спектаклем.
Особенностью Лаборатории Театра Наций является еще и то, что судьбу эскиза решают зрители. Именно они после каждого просмотра могут принять участие в обсуждении увиденного с режиссером, профессиональными критиками и труппой театра, высказать свое мнение и проголосовать: «продолжить работу над спектаклем» или «забыть его, как страшный сон».
Особенностью Лаборатории Театра Наций является еще и то, что судьбу эскиза решают зрители. Именно они после каждого просмотра могут принять участие в обсуждении увиденного с режиссером, профессиональными критиками и труппой театра, высказать свое мнение и проголосовать: «продолжить работу над спектаклем» или «забыть его, как страшный сон».
Первым на суд зрителей свою работу представил, главный режиссёр Ростовского академического молодежного театра Михаил Заец. В его постановке зрители увидели эскиз спектакля по пьесе английского драматурга Николы МакОлифф «Юбилей ювелира». В свое время эта пьеса шла в Московском художественном театре им. А.Чехова и стала последней, бенефисной, ролью Олега Табакова. Тогда режиссер Константин Богомолов почти полностью переписал пьесу. В Крымском ТЮЗе не стали менять концепцию автора, а сосредоточились на драматизме взаимоотношений героев.
Эскиз спектакля "Юбилей ювелира"
Георгий Цнобиладзе, режиссер из Санкт-Петербурга, поставил эскиз по пьесе Матея Вишнека «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте». Красивая, романтическая и в то же время мистическая история на двоих очень пронзительно прозвучала в Малом театральном дворике театра.
Эскиз спектакля «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте»
Главный режиссер Казанского государственного театра юного зрителя Радион Букаев взял в работу, пожалуй, самую популярную сегодня пьесу современного автора — «Горка» Алексея Житковского. История о воспитательнице детского сада в этом спектакле превратилась в музыкальную трагикомедию о невозможности выразить свою любовь, ни к детям, ни к близким, ни людям вообще.
Эскиз спектакля "Горка"
Андрей Пермяков, художественный руководитель Крымского ТЮЗа:
«Мне кажется, что все случилось. И эскизы, и мастер-классы, и обсуждения, и реакция всех и каждого — от зрителей до артистов. Я не устану повторять то, что делает Театр Наций и его команда — очень важно для нас, творящих в малых городах. Во-первых, это возможность попробовать новые способы взаимодействий с приглашенными режиссерами (это новый для нас опыт), во-вторых, лаборатория обострила все наши внутренние механизмы восприятия и эмоционального реагирования, в-третьих, поддержание формы наших артистов, их творческая «мобилизация» и объединение общим делом — это важные для нас, как для молодого театра, процессы. Ну и, как следствие, я уверен, что работу над одним из эскизов мы продолжим уже в следующем сезоне, а это значит, что в нашем репертуаре появится еще один живой, современный спектакль».
Вход на показы был свободным, поэтому каждый желающий в эти дни смог увидеть театральные наброски будущих постановок, высказать свое мнение после каждого показа и решить его судьбу. В итоге, все три эскиза по мнению зрителей оказались достойны того, чтобы пополнить репертуар любимого театра.
Организаторы Лаборатории Государственного Театра Наций: Олег Лоевский — арт-директор Лаборатории, театральный критик; Елена Носова — куратор Федеральной программы по поддержке театров малых городов России.
В работе Лаборатории принимает участие: Елена Груева (Москва) — театральный критик, арт-директор творческих проектов театра на Таганке; Юрий Горчаров (Волгоград) — театральный журналист, видеограф.
Организаторы Лаборатории Государственного Театра Наций: Олег Лоевский — арт-директор Лаборатории, театральный критик; Елена Носова — куратор Федеральной программы по поддержке театров малых городов России.
В работе Лаборатории принимает участие: Елена Груева (Москва) — театральный критик, арт-директор творческих проектов театра на Таганке; Юрий Горчаров (Волгоград) — театральный журналист, видеограф.